Посадка в чужие сани уже объявлена пословица


Классный час «Пословицы и поговорки», 3 класс

Цель: познакомить детей с русскими пословицами и поговорками; дать представление об отличии пословиц от поговорок; развивать внимание, память, мышление, артистические способности, расширять лексический запас школьников.

Оборудование: таблицы с зашифрованными пословицами и поговорками. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)

Учитель. Глубока кладовая народной мудрости — не вычерпать ее до дна. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Меткие, лаконичные, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.

Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.

Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать ее очарование.

Начнем с разминки. Многие пословицы вам уже знакомы. Я буду произносить фразу, а ваша задача — закончить ее.

➢ Труд кормит, а лень ... (портит).

➢ Делу — время, потехе — ... (час).

➢ Мал золотник, да ... (дорог).

➢ Один ум — хорошо, а два — ... (лучше).

➢ Не имей сто рублей, а имей сто ... (друзей).

➢ Каждый купец свой товар ... (хвалит).

➢ Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

➢ На деньги ума не ... (купишь).

➢ Лучше поздно, чем ... (никогда).

➢ Один в поле не ... (воин).

➢ Семь раз примерь, один раз ... (отрежь).

➢ В тихом омуте черти... (водятся).

➢ У страха глаза ... (велики).

➢ Дружба дороже ... (денег).

Попробуйте вспомнить пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

➢ Готовь лыжи летом.

(Готовь сани летом, а телегу зимой.)

➢ Мал городок, да дорог.

(Мал золотник, да дорог.)

➢ Цыплят считают и зимой.

(Цыплят по осени считают.)

➢ Посадка в чужие сани уже объявлена.

(Не садись не в свои сани.)

➢ Когда в соседях согласья нет...

(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

➢ А Васька продолжает есть.

(А Васька слушает да ест.)

➢ Проводили по одежке.

(Встречают по одежке, а провожают по уму.)

Учитель. А теперь узнайте пословицу по двум предметам. (См. приложения № 1, 2, 3, 4.)

1) Каша, масло. (Кашу маслом, не испортишь.)

2) Муха, слон. (Не делай из мухи слона.)

3) Яблоко, яблоня. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

4) Перо, топор. (Что написано пером, то не вырубишь топором.)

Пословицу довольно трудно отличить от поговорки. Народная мудрость гласит: поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей, это коротенькие притчи. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате каких-либо жизненных обстоятельств как крик, сорвавшийся с души. Всякая пословица содержит поучение.

Поговорка — это меткое образное выражение, складная короткая речь, которая не составляет полной пословицы и в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.

Найдите «ключик» и расшифруйте следующие поговорки.

1. ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС (Семь пятниц на неделе.)

2. ЬТИЖОЛОП ЫБУЗ АН УКЛОП (Положить зубы на полку.)

3. ПОС

ЛЕД

ОЖД

ИЧК

АВЧ

ЕТВ

ЕРГ (После дождичка в четверг.)

Учитель. Попробуем отличить пословицу от поговорки. Поиграем. Если я произнесу поговорку, т. е. неполное суждение, — поставьте руку на парту, если произнесу пословицу, т. е. полное суждение, поучение — поднимите руку выше головы.

➢ Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

➢ У него не все дома. (Поговорка)

➢ Одного поля ягоды. (Поговорка)

➢ Жизнь дана на добрые дела. (Пословица)

➢ Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Пословица)

➢ Один, как перст. (Поговорка)

➢ Слезами горю не поможешь. (Пословица)

➢ Друг познается в беде. (Пословица)

➢ Закатил за воротник. (Поговорка)

➢ Один, как медведь в берлоге. (Поговорка)

➢ На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)

➢ Голодный, как волк. (Поговорка)

Учитель. Сейчас я предлагаю вам послушать пословицы, которые, скорее всего, вам не знакомы. В них не хватает последнего слова. Попробуйте догадаться по смыслу, каким может быть последнее слово.

➢ Хороша веревка длинная, а речь... (короткая).

➢ Не торопись отвечать, торопись... (слушать).

➢ Мягко стелет, да жестко... (спать).

➢ Молодец против овец, а против молодца и сам — ... (овца).

➢ Где тонко, там и ... (рвется).

➢ Худой мир лучше доброй ... (ссоры).

➢ Сам кашу заварил, сам и ... (расхлебывай).

➢ Что посеешь, то и ... (пожнешь).

➢ Дерево ценят по плодам, а человека — ... (по делам).

➢ Лучше хорошо поступать, чем хорошо... (говорить).

➢ Прощай другим, но не прощай ... (себе).

Учитель. Предлагаю желающим изобразить пословицы и поговорки с помощью жестов и мимики. (Желающие получают карточки, изображают записанные в них пословицы и поговорки, а остальные — угадывают)

➢ Заблудиться в трех соснах. (4)

➢ От горшка три вершка. (1)

➢ Семеро одного не ждут. (8)

➢ Лежачего не бьют. (8)

Примечание. В скобках указано количество человек, необходимых для участия в постановке.

Учитель. А теперь — задание повышенной сложности. Среди групп пословиц на одну тему найдите «лишнюю».

1. Пчела мала, а и та работает.

2. От скуки дело бери в руки.

3. И Москва не вдруг строилась.

4. Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

5. Утопающий хватается за соломинку.

1. Каковы сами, таковы и сани.

2. Дыма без огня не бывает.

3. Большому кораблю — большое плаванье.

4. Всякий молодец на свой образец.

5. По Сеньке и шапка.

1. Не бей Фому за Еремину вину.

2. Лежачего не бьют.

3. Отольются кошке мышкины слезки.

4. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

5. Не дорог подарок, дорога любовь.

1. Ученье — свет, а неученье — тьма.

2. Зелен виноград не сладок, а млад ум не крепок.

3. Как аукнется, так и откликнется.

4. У дурака не спрашивай ума.

5. За ученого трех неученых дают.

Последнее задание заключается в том, чтобы закончить сказку, сочиненную вашим ровесником, подходящей по смыслу пословицей.

Два лягушонка

Жили два лягушонка. Один был добрый. А другой злой.

Однажды злой лягушонок придумал сделать ловушку своему другу. Он подпилил камыш, чтобы, когда добрый лягушонок проплывал возле этого камыша, тот упал на него.

Злой лягушонок пошел к доброму лягушонку и сказал: «Пойдем поплаваем наперегонки». Они пошли. Плыли, плыли... Вдруг добрый лягушонок остановился, чтобы поймать муху, а злой дальше поплыл и наткнулся на свою ловушку. Тут-то вспомнил он пословицу:... (Не рой яму другому — сам в нее попадешь.)

Палющенков Дима, 3 класс.

Учитель. На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о земле

Пословицы и поговорки про детей

Пословицы и поговорки про жизнь

Пословицы и поговорки про зависть

Пословицы и поговорки про добро для детей

kladraz.ru

ПРАЗДНИК ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Тема.                  Праздник пословиц и поговорок.

Цель.

  • Познакомить с новыми понятиями «монограмма» и «вензель» через игру «Монограммы с пословицами».
  • Формировать интерес к пословицам и поговоркам через различные конкурсы.
  • Формировать умения использовать пословицы и поговорки в своей речи через конкурсы «Кашу маслом не испортишь» и «Сочини рассказ или сказку».
  • Воспитывать уважение к родителям через конкурсную основу.
  • Формировать уважение друг к другу через командную систему проведения мероприятия и через пример взрослых.

УУД:

Личностные: 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»,  «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга».

3. Освоение личностного смысла учения.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные: 1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: 1. Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Оборудование.

Заголовок, карточки с заданиями, карточки со словами «монограмма» и «вензель», картинки с книжками разных героев, картинки, напоминающие пословицы и поговорки, ромашки.

Ход занятия.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, гости!

Сегодня мы собрались на праздник пословиц и поговорок. У них сегодня день рождения. Им исполняется … лет.

- А почему я так сказала?

- А кто знает, что такое пословица и поговорка? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно-образное, не составляющее законченного высказывания.)

- Хорошо. Определение вы знаете. Так давайте покажем пословицам и поговоркам, что мы их знаем и умеем использовать в речи, т.е. устроим им настоящий праздник.

Для этого разобьёмся на 2 команды: дети и родители. Детей назовем «Народ», а родителей – «Мудрость». А гостей попросим стать нашим жюри, чтобы все было честно.

- Все готовы?

1 конкурс. «Разминка».

- Найдите 10 пословиц и поговорок.

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит…

- Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!

Стучит…

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе кА своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит уже воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушке речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- кашу маслом не испортишь.

2 конкурс. «Старинная грамота».

- Угадай, что написано в этой грамоте.

Собрать буквы в слова тебе помогут волшебные стрелки.

Н

Е

Ы

Д

Н

Е

  С

С

Т

Н

О

З

 Т

Ы

Ь

Т

А

Н

Н

Д

Я

С

Ь

Т

О

Н

Е

У

Ч

И

3 конкурс.

- Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

Готовь лыжи летом. (Готовь сани летом, а телегу зимой).

Мал городок, да дорог. (Мал золотник, да дорог).

Цыплят считают и зимой. (Цыплят по осени считают).

Посадка в чужие сани уже объявлена. (В чужие сани не садись).

Когда в соседях согласья нет. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет).

Проводили по одёжке. (Встречают по одёжке, провожают по уму).

4 конкурс. «Мудрая пословица».

- Сначала дополните предложения. Ключевые слова помогут вам прочитать пословицу, в которой скрыт глубокий смысл.

  • 1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека.
  • В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.
  • Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах».
  • 11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал?

1

2

3

4

5

3

6

3

7

8

2

9

10

2

2

3

2

8

4

5

3

6

3

11

5

9

10

2

Кто много читает, тот и много знает. (Кошка, зима, кот, зачем.)

Конкурс 5. «Глубокая правда».

- Разгадав ключ этого шифра, вы сможете прочитать еще одну пословицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

 1

А

Ч

И

В

Ц

У

Н

Т

2

Е

Л

О

К

Р

М

С

З

1-4

1-2,  2-1,  2-2,  2-3,  1-4,  2-1,  2-4,   2-1

1-5,  2-1,  1-7,  1-3

1-7,  2-1

2-4,  2-5,   1-1,  2-7,  2-3,  1-8,  1-6

1-1

2-5,  1-1,  2-8,  1-6,  2-6

В человеке цени не красоту, а разум.

Конкурс 6. «Монограммы с пословицами».

- Несколько букв, соединенных в одну группу, называют монограммой, или вензелем. На рисунке 2 монограммы. Какая пословица в них зашифрована?

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

Конкурс 7. «От одного до ста».

- Назовите пословицы, в которых встречаются числительные: один, два, три, семь, семеро, сто.

(Один за всех и все за одного. Один в поле не воин. Одна ласточка не делает весны. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. В трех соснах заблудиться. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь ворот и все в огород. Один с сошкой, а семеро с ложкой. У семи нянек дитя без глаза. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Конкурс 8.

Сочини сказку или рассказ, введя в него пословицы и поговорки.

Итог.

- И закончить занятие мне хочется вот этой поговоркой «Кто родителей почитает, тот никогда не погибает».

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Кому легче сегодня было на занятии?

- Почему?

- «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». А если бы я выбрала название «Мудрость» для вас, вы бы выиграли? Почему?

- Что такое пословица? (Народная мудрость).

- Какое главное слово в словосочетании?

- Какое слово зависимое?

- Значит вы сейчас зависите от родителей и их мудрости, знаний, трудолюбия. Но придет время, когда родители передадут вам свои знания, мудрые советы и тогда народ каким станет? (Мудрым.)

Значит получится мудрый народ.

- Какое слово главное? Какое зависимое?

И придет такое время, когда родители будут ждать от вас помощи. И я думаю, что вы в благодарность вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам будете так же заботится о них, как они сейчас заботятся о вас.

И я желаю, чтобы ваши семьи всегда были крепкими и устойчивыми, мудрыми, как пословицы и поговорки.

На этом наше занятие окончено.

Тема. Праздник пословиц и поговорок.

Цель.

  • Познакомить с новыми понятиями «монограмма» и «вензель» через игру «Монограммы с пословицами».

  • Формировать интерес к пословицам и поговоркам через различные конкурсы.

  • Формировать умения использовать пословицы и поговорки в своей речи через конкурсы «Кашу маслом не испортишь» и «Сочини рассказ или сказку».

  • Воспитывать уважение к родителям через конкурсную основу.

  • Формировать уважение друг к другу через командную систему проведения мероприятия и через пример взрослых.

УУД:

Личностные: 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга».

3. Освоение личностного смысла учения.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные: 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: 1. Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Оборудование.

Заголовок, карточки с заданиями, карточки со словами «монограмма» и «вензель», картинки с книжками разных героев, картинки, напоминающие пословицы и поговорки, ромашки.

Ход занятия.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, гости!

Сегодня мы собрались на праздник пословиц и поговорок. У них сегодня день рождения. Им исполняется … лет.

- А почему я так сказала?

- А кто знает, что такое пословица и поговорка? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно-образное, не составляющее законченного высказывания.)

- Хорошо. Определение вы знаете. Так давайте покажем пословицам и поговоркам, что мы их знаем и умеем использовать в речи, т.е. устроим им настоящий праздник.

Для этого разобьёмся на 2 команды: дети и родители. Детей назовем «Народ», а родителей – «Мудрость». А гостей попросим стать нашим жюри, чтобы все было честно.

- Все готовы?

1 конкурс. «Разминка».

- Найдите 10 пословиц и поговорок.

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит…

- Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!

Стучит…

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе кА своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит уже воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушке речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- кашу маслом не испортишь.

2 конкурс. «Старинная грамота».

- Угадай, что написано в этой грамоте.

Собрать буквы в слова тебе помогут волшебные стрелки.

Н

Е

Ы

Д

Н

Е

С

С

Т

Н

О

З

Т

Ы

Ь

Т

А

Н

Н

Д

Я

С

Ь

Т

О

Н

Е

У

Ч

И

3 конкурс.

- Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

Готовь лыжи летом. (Готовь сани летом, а телегу зимой).

Мал городок, да дорог. (Мал золотник, да дорог).

Цыплят считают и зимой. (Цыплят по осени считают).

Посадка в чужие сани уже объявлена. (В чужие сани не садись).

Когда в соседях согласья нет. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет).

Проводили по одёжке. (Встречают по одёжке, провожают по уму).

4 конкурс. «Мудрая пословица».

- Сначала дополните предложения. Ключевые слова помогут вам прочитать пословицу, в которой скрыт глубокий смысл.

  • 1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека.

  • В этом году была холодная 11, 8, 4, 9.

  • Дети слушали сказку «1, 3, 2 в сапогах».

  • 11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал?

1

2

3

4

5

3

6

3

7

8

2

9

10

2

2

3

2

8

Кто много читает, тот и много знает. (Кошка, зима, кот, зачем.)

Конкурс 5. «Глубокая правда».

- Разгадав ключ этого шифра, вы сможете прочитать еще одну пословицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

Ч

И

В

Ц

У

Н

Т

2

Е

Л

О

К

Р

М

С

З

1-4

1-2, 2-1, 2-2, 2-3, 1-4, 2-1, 2-4, 2-1

1-5, 2-1, 1-7, 1-3

1-7, 2-1

2-4, 2-5, 1-1, 2-7, 2-3, 1-8, 1-6

1-1

В человеке цени не красоту, а разум.

Конкурс 6. «Монограммы с пословицами».

- Несколько букв, соединенных в одну группу, называют монограммой, или вензелем. На рисунке 2 монограммы. Какая пословица в них зашифрована?

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

Конкурс 7. «От одного до ста».

- Назовите пословицы, в которых встречаются числительные: один, два, три, семь, семеро, сто.

(Один за всех и все за одного. Один в поле не воин. Одна ласточка не делает весны. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. В трех соснах заблудиться. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь ворот и все в огород. Один с сошкой, а семеро с ложкой. У семи нянек дитя без глаза. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Конкурс 8.

Сочини сказку или рассказ, введя в него пословицы и поговорки.

Итог.

- И закончить занятие мне хочется вот этой поговоркой «Кто родителей почитает, тот никогда не погибает».

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Кому легче сегодня было на занятии?

- Почему?

- «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». А если бы я выбрала название «Мудрость» для вас, вы бы выиграли? Почему?

- Что такое пословица? (Народная мудрость).

- Какое главное слово в словосочетании?

- Какое слово зависимое?

- Значит вы сейчас зависите от родителей и их мудрости, знаний, трудолюбия. Но придет время, когда родители передадут вам свои знания, мудрые советы и тогда народ каким станет? (Мудрым.)

Значит получится мудрый народ.

- Какое слово главное? Какое зависимое?

И придет такое время, когда родители будут ждать от вас помощи. И я думаю, что вы в благодарность вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам будете так же заботится о них, как они сейчас заботятся о вас.

И я желаю, чтобы ваши семьи всегда были крепкими и устойчивыми, мудрыми, как пословицы и поговорки.

На этом наше занятие окончено.

kopilkaurokov.ru

Русский. ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ИСТОРИКО-ЛИНВИСТИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… (Н.  В  Гоголь)

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. (В. М. Иллич-Свитыч)

Бессмертие народа – в его языке. (Ч. Айтматов)

Задача 1. Почему мясо свиньи называется свинина, мясо курицы – курятина, а мясо коровы совершенно непонятно – говядина?

Задача 2. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов.

1. Что объединяет слова пломбир и фужер?

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

3. Являются ли однокоренными словами луковка, лучник, излучина, лукавый?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

6. В чём сходство слов айсберг, кроссворд, маникюр, портфель, семафор, шезлонг?

7. Нож – заноза; здоровье – дерево; бык – пчела. Являются ли слова в парах однокоренными?

Задача 3. Докажите, что данные слова произошли от одного корня: задорный – придирчивый, вопрос – спрашивать, запирать – упорный, очевидный – черноокий, вздох – передышка, замок – отмычка.

Задача 4. Докажите, что следующие утверждения ошибочны.

1. СТУДЕНТ. Студенты всегда были очень бедные. Зимой и летом они ходили в одной и той же одежде. И поэтому в студеную зимнюю пору всегда ежились от холода. Такими они людям и запомнились. Вот почему их прозвали студенты.

2. РИСУНОК. Когда-то в Китае изобрели бумагу. А так, как в этой стране всегда было много риса, то и первую бумагу делали тоже из него. И все, что на этой рисовой бумаге изображалось, называлось РИСунком.

3. ТРУТЕНЬ. Один лентяй сел у плетня в солнечный день и стал изучать свою тень. Она показалась ему слишком черной, и он стал ее оттирать тряпкой. Когда его спросили, что ты делаешь, он ответил: «Тру». «Что?» «Тень. Тру тень». С тех пор лентяя так и прозвали – трутень!

4. ТРУС. Когда-то в старину чужеземное войско напало на русский город. Все смелые воины вышли город оборонять, а двое испугались, разделись и бросились через реку вплавь к неприятелю сдаваться. А так, как они в трусах поплыли, их трусами и прозвали! Только ударение перепутали.

Задача 5. Ответьте на вопросы.

  1. Как мороженое эскимо связано с эскимосами?

  2. Как жалюзи связаны с ревностью?

  3. Почему орехи называют грецкими? Ведь в Греции они не растут.

Задача 6. Превратите волка в козу, изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Реку – в море, ночь – в день, тесто – в булку.

Задача 7. Решите задачу-шутку «И с той стороны, и с другой стороны».

…Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», – говорит боец. А старик ему в ответ: «Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня тоже называли таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай.

Задумался боец. Может, Вы ему поможете?

Задача 8. Почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?

Задача 9. Как доказать, что правильным является написание сватьба, а не свадьба?

Задача 10. В газете сообщалось о спасении танкера «Дружба народов». В заметке была такая фраза: Латвийские моряки, прибывшие к месту происшествия, с предельной аккуратностью приступили к откачке нефти, которую вёз танкер «Дружба народов», в танки своего теплохода.

Какое значение имеет слово танк в этом контексте?

Задача 11. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?

Задача 12. В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?

Задача 13. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

Каков факт, таков и акт.

Готовь лыжи летом.

Мал городок, да дорог.

Цыплят считают и зимой.

Посадка в чужие сани уже объявлена.

Когда в соседях согласья нет.

Шайбы по весне считают.

Проводили по одёжке.

Задача 14. Что значит Казанская (Казанский) сирота? Почему в скобках, кроме прилагательного женского рода, дано прилагательное мужского рода?

Задача15. Как произошла Ваша фамилия? Что обозначает Ваше имя? Почему Вас так назвали?

Задача 16. В каких отношениях находятся слова рынок и базар?

Задача 17. Почему то, чем оклеивают стены, называется обоями?

Задача 18. Русское ли слово огурец?

Задача 19. Вспомните и запишите как можно больше слов-перевёртышей типа боб, мим. Как Вы думаете, могут быть стихи-перевёртыши?

Задача 20. Объясните разницу между словами

1) черкешенка и черкеска;

2) китаянка и китайка;

3) кореянка и корейка;

4) индус и индеец.

Задача 21. Ответьте на вопросы.

  1. Какой иглой не сошьёшь рубахи?

  2. В каком магазине ничего не купишь?

  3. Что можно набрать, ничего не беря в руки?

  4. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?

  5. Что можно собрать без помощи рук?

  6. Можно ли считать, не пользуясь числами?

  7. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

  8. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?

  9. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

  10. Что общего у слов дуга, бараний рог и три погибели?

  11. Есть ли у земли лицо?

  12. Говорят – искать по горячим следам. А может ли след быть холодным?

  13. Может ли горе быть … в жидком состоянии?

  14. Есть ли глаза у опасности? Правды? Смерти?

  15. Какое блюдо бывает в голове некоторых людей?

Задача 22. Каково происхождение фразеологизмов: на деревню дедушке, двадцать два несчастья, человек в футляре?

Задача 23. Названия каких известных Вам художественных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы?

Задача 24. С какими словами спутали кировские абитуриенты в своих сочинениях выделенные слова?

1) Когда свершилась революция, а потом началась гражданская война, Павел идёт на фронт отвоёвывать молодую Советскую власть, идёт отвоёвывать новую жизнь.

2) Твёрдость и решимость в своих убеждениях свойственны Олегу Кошевому.

3) Трагедия Чацкого заключается в том, что он, поднявшись над окружающими, почувствовав социальную несправедливость и став на борьбу с ней, был ещё очень одинок.

Задача 25. Найдите каламбуры в приводимых ниже текстах:

1) … Рита обрадовалась, что цветок этот Онежка находила уже несколько раз, ей же не повезло ни разу. Она даже по-латыни вспомнила название, не очень уверенно, но все-таки крикнула: «Леанта подиум! Эдельвейс! Ура! Эврика! Эврика!» Подошёл Андрей, поглядел: Э-э! Ври-ка! Обыкновенный бессмертник. (С. Залыгин. Тропы Алтая).

2) Коля обращается ко мне: «А где твой прямой, непосредственный начальник? Куда ты его задевала? Гурьянов любит подшутить над Фёдором Марчиком, иной раз довольно зло. И я на его шутку охотно всегда откликаюсь. – Мой прямой, но посредственный начальник? – не задумываясь, отвечаю я. – А откуда я знаю, где он? (О. Кожухов. Ранний снег).

3) Я не хочу тебя обидеть,

Но всё-таки скажу:

«Поэт!

Чтоб сборник твой увидел свет,

И свет в нём должен кое-что увидеть!» (Ц. Меламед. Вместо рецензии).

Задача 26. На чём основана игра слов в приводимых ниже фразах?

1) Здоровый коллектив консервного завода требовал, чтобы ему срочно поставили банки.

2) Стоит ли малярную кисть обвинять в том, что она замазывает недостатки.

3) Корень книги отнюдь не в её корешке.

Задача 27. Что вызывает улыбку в приводимых фразах?

1) Николая Балаболина я услышал лет 10 назад.

2) Вообще в такой день (канун Нового года на фронте), как сказал мой начальник, «лучше перебдеть, чем недобдеть» (О. Кожухова. Ранний снег).

3) А ну-ка повтори название одного харьковского учреждения: Хароблмебельметаллостройпромсоюз. (Б. Лео).

4) Единожды приписавши, кто тебе поверит (В. Жемчужников).

5) Он вечно дурит и шумит – колобродит,

Острит, как плохой литератор,

И если оратор от слова орать происходит,

То он несомненно оратор. (А. Эртель. Смена).

Задача 28. Выпишите только заимствованные слова: фиалка, пион, боярышник, гелиотроп, уют, ореол, маяк, сеанс, триумф, колея, реальный, патриот, киоск, изваяние, стадион, одеяло, силуэт, идеал. Как Вы определили, что выписанные вами слова заимствованные?

Задача 29. Отредактируйте текст, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов. В случае необходимости обратитесь к фразеологическому или толковому словарю.

1) Вася сделал визит на гору.

2) Это произвело большое потрясение на Андрея Гавриловича Дубровского.

3) Кто-нибудь из них мог сделать ему какую-нибудь услугу…

4) Наши люди со всей отдачей сил трудятся на благо Родины, делают успехи в труде, они берут на себя обещания.

5) Люди труда делают небывалые обязательства стране.

6) Мне иногда совестно, что я не могу принести существенной помощи своей Родине.

7) Какие трудности ни стояли на его пути, он сумел их побороть на благо народа.

8) И в том бою старый солдат был убит как герой.

9) Он всю жизнь мечтал сделать какой-нибудь подвиг.

10) Приехал молодой солдат домой, и там его встретили хлебом да рожью.

11) Кто к нам с мечом придёт, от меча и умрёт.

12) Чернышевский не пал духом, не отложил оружия.

13) Чехов показывает стремление главного героя Ионыча к накопительству. Ионыч только и думает о том, чтобы побольше накопить денежных бумажек.

Задача 30. Отредактируйте текст, устранив неоправданные повторения слов. В случае затруднений обратитесь к словарям синонимов.

1) Книга – это источник знаний. Она пополняет наши знания.

2) Я очень люблю ухаживать за цветами. У меня дома много цветов: гладиолусы, гвоздики, астры, тюльпаны и много других. Любовь к цветам я приобрела в летнем лагере.

3) Когда я была на первом курсе, мой брат увлекался музыкой. И мне тоже очень хотелось заниматься музыкой.

4) Я очень люблю книги. Книги мне помогают в учёбе.

5) Нам задают много практических заданий, и для любимых занятий почти не остаётся времени. Но всё же я нахожу для них время.

6) Пересаживаю рыбок в аквариум. Рыбкам хорошо, и мне интересно. Я очень люблю наблюдать за рыбками. С рыбками мне никогда не скучно.

studfiles.net


Смотрите также