Посадка в системе вала с зазором


Посадка в системе отверстия

Посадка в системе отверстия — посадка, в которой основное отклонение (нижнее предельное отклонение) отверстия равно нулю.

Основное отверстие — отверстие, выбранное за базовое для посадок в системе отверстия.

Требуемые зазоры и натяги для посадок в системе отверстия образуются сочетанием валов, имеющих различные классы допусков с основным отверстием (рис. 9.4).

Рисунок 9.4-Схема расположения интервалов допусков посадок в системе вала и в системе отверстия: а — система отверстия; б — система вала;

I — интервалы допусков посадок с зазором;

II — интервалы допусков пере-ходных посадок;

III — интервалы допусков посадок с натягом

Посадка в системе вала — посадка, в которой основное отклонение (верхнее предельное отклонение) вала равно нулю.

Основной вал — вал, выбранный за базовый для посадок в системе вала. В системе допусков ИСО на линейные размеры основным является вал, верхнее предельное отклонение которого равно нулю.

Требуемые зазоры и натяги для посадок в системе вала образуются сочетанием отверстий, имеющих различные классы допуска, с основным валом (рис. 9.4, б).

Для нормирования требуемых уровней точности установлены квалитеты изготовления деталей и изделий.

Квалитет — группа допусков на линейные размеры, характеризующихся общим обозначением. Каждый конкретный квалитет соответствует одному уровню точности для любых номинальных размеров. Число квалитетов определяется потребностью промышленности, функциональными и технологическими факторами. Квалитет определяет величину допуска на изготовление, а, следовательно, и соответствующие методы и средства обработки деталей.

ГОСТ 25346-2013 устанавливает 20 квалитетов, которые обозначаются сочетанием прописных букв IT (International Tolerance) с порядковым номером квалитета, например: IT12, IT6 (рис. 9.5):

  • - для концевых мер — JT 01,0, 1;
  • - для калибров и особо точных изделий — JT 2-5;
  • - для сопряжений — JT 6-12;
  • - для свободных размеров — JT 13-18.

Рисунок 9.5-Применяемые квалитеты

Если номер квалитета входит в обозначение класса допуска, то есть, связан с буквой (или буквами), обозначающей основное отклонение, то аббревиатуру IT опускают, например: Н7.

Стандарты, определяющие общие положения, численные значения и рекомендуемые посадки для гладких цилиндрических поверхностей:

  • -для размеров от 0 до 3150 мм: ГОСТ 25346-2013, ГОСТ 25347-2013;
  • - для размеров от 3150 до 10 000 мм: ГОСТ 25348-82. Характеристикой расположения интервала допуска является знак и числовое значение основного отклонения — того из двух предельных отклонений размера (верхнего или нижнего), который находится ближе к нулевой линии. Для всех интервалов допусков, расположенных выше нулевой линии, основное отклонение — нижнее, а для всех полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, — верхнее.

Каждому из основных отклонений соответствует определенный уровень относительно нулевой линии, от которой должен начинаться интервал допуска. Каждое расположение основного отклонения обозначается латинской буквой, буквенные обозначения приняты в алфавитном порядке.

Page 2

Класс допуска обозначается сочетанием буквы (букв) основного отклонения и порядкового номера квалитета, например: g6, t5, Н7, HI 1. Обозначение интервала допуска указывается после номинального размера элемента: 04Og6, 01ООН7.

Посадка указывается после номинального размера посадки и обозначается дробью, в числителе которой указывается обозначение интервала допуска отверстия, а в знаменателе — обозначение интервала допуска вала.

Система ИСО содержит 27 обозначений интервалов допусков для отверстия, столько же — для валов. В таблице 9.4 приводится обозначение интервалов допусков по группам. Понятие основное отклонение не распространяется на отклонения Js (js), так как пределы допуска в этом случае расположены симметрично относительно номинального размера.

Таблица 9.4—Соответствие основных отклонений и посадок

Допуски

Типы посадок

Посадки с зазором

Переходные

посадки

Посадки с натягом

Отверстия

А, В, С, CD, D, Е, EF, F, FG, G, Н

Js

J, К, М, N,

Р, R, S, Т, U, V, X, Y, Z, ZA, ZB, ZC

Вала

а, Ь, с, cd, d, е, ef f fg> g> h

js

j, к, т, п

р, Г, S, t, и, V, X, у, Z, za, zb, zc

Уменьшение зазора

Зазор или натяг

Увеличение натяга

Сопоставляя каждую пару одинаковых по значению букв и читая эти ряды слева направо, можно получить 11 посадок с последовательно уменьшающимися зазорами до нулевого, далее 4 переходных посадки и 12 посадок с увеличивающимся натягом.

Основные отклонения отверстий, как правило, равны по числовому значению и противоположны по знаку основным отклонениям валов, обозначаемых той же буквой. Посадки, как правило, должны назначаться в системе отверстия или системе вала. Применение системы отверстия предпочтительнее. Систему вала следует применять только в тех случаях, когда это оправдано конструктивными или экономическими условиями.

В выбранной системе посадок квалитеты и основное отклонение (положение интервала допуска) отверстия и вала следует назначать таким образом, чтобы обеспечить минимальный и максимальный зазоры (или натяги), которые наилучшим образом удовлетворяют требуемым условиям эксплуатации.

Для предпочтительного применения из всей совокупности возможных посадок выделено небольшое их число. Посадки предпочтительного применения в системе отверстия и в системе вала приведены в таблицах 9.5, 9.6, соответственно. По экономическим соображениям, в первую очередь, следует выбирать те из посадок, обозначение которых в этих таблицах заключены в рамки.

Таблица 9.5-Предпочтительные посадки в системе отверстия

Кроме рекомендуемых посадок допускается применение других посадок, образованных разрешенными интервалами допусков валов и отверстий в соответствии с ГОСТ 25347-2013, так называемых комбинированных посадок (посадок, которые не относятся ни к системе вала, ни к системе отверстия, например: F8/p6).

На машиностроительных предприятиях в некоторых случаях все еще используется конструкторская и технологическая документация в системе допусков и посадок ОСТ, применяемая до 1983 года (табл. 9.7). В связи с этим возникает необходимость замены полей допусков системы ОСТ интервалами допусков в системе ИСО.

Таблица 9.6 -Предпочтительные посадки в системе вала

Таблица 9.7-Старые обозначения основных посадок в системе ОСТ (ГОСТ 7713-62)

Посадки с зазором

Посадки с натягом

Переходные посадки

Наименование

Обозначение допуска

Наименование

Обозначение допуска

Наименование

Обозначение допуска

Скользящая

С

Прессовая

третья

ПрЗ

Глухая

Г

Движения

д

Прессовая

вторая

Пр2

Тугая

т

Ходовая

X

Прессовая

первая

Пр1

Напряженная

н

Легкоходовая

л

Г орячая

Гр

Плотная

п

Широкоходовая

ш

Прессовая

Пр

Тепловая ходовая

тх

Легкопрессовая

Пл

В зависимости от величины допусков отверстий и валов ряды допусков и посадок группируются по классам точности.

Комбинированными посадками называются посадки, образованные сочетаниями стандартизованных полей допусков отверстий и валов из разных классов точности и разных систем (т. е. системы отверстия и системы вала).

По стандартам посадки устанавливались в следующих классах точности (в порядке убывания точности):

  • -для размеров от 0,1 до 1 мм — 1; 2; 2а; 3; За; 4 и 5;
  • -для размеров от 1 до 500 мм — 07 (валы); 08; 09; 1; 2; 2а; 3; За; 4 и 5; -для размеров свыше 500 до 10 000 мм — 2; 2а; 3; За; 4 и 5.

Таблица 9.8-Предельные отклонения отверстий

Номинальный размер, мм

Основное отклонение по ИСО (ГОСТ 25347-2013)

Н8

Н9

НЮ

Н11

Н12

Н14

Поле допуска по ОСТ

А2а -

=с2а

>

II

О

А4—С4

А5—С5

А7

Предельные отклонения,

мкм

Свыше 0 до 3

+ 14 0

+25

0

+40

0

+60

0

+100

0

+250

0

Свыше 3 до 6

+ 18 0

+30

0

+48

0

+75

0

+120

0

+300

0

Свыше 6 до 10

+22

0

+36

0

+58

0

+90

0

+150

0

+360

0

Свыше 10 до 18

+27

0

+43

0

+70

0

+ 110 0

+180

0

+430

0

Свыше 18 до 30

+33

0

+52

0

+84

0

+130

0

+210

0

+520

0

Свыше 30 до 50

+39

0

+62

0

+100

0

+160

0

+250

0

+620

0

Свыше 50 до 80

+46

0

+74

0

+120

0

+190

0

+300

0

+740

0

Свыше 80 до до 120

+54

0

+87

0

+140

0

+220

0

+350

0

+870

0

Свыше 120 до до 180

+63

0

+100

0

+160

0

+250

0

+400

0

+1000

0

Свыше 180 до 250

+72

0

+115

0

+185

0

+290

0

+460

0

+1150

0

Свыше 250 до 315

+81

0

+130

0

+210

0

+320

0

+520

0

+1300

0

Свыше 315 до 400

+89

0

+140

0

+230

0

+360

0

+570

0

+1400

0

Свыше 400 до 500

+97

0

+155

0

+250

0

+400

0

+630

0

+1550

0

Ряды допусков, точнее предусмотренных посадками, устанавливались в следующих классах точности (в порядке убывания точности):

  • -для размеров от 0,1 до 1 мм по ГОСТ 3047-66— 03; 04; 05; 06; 07; 08 и 09;
  • -для размеров от 1 до 500 мм по ГОСТ 11472-69 — 02; 03; 04; 05; 06 и 07.
  • -для размеров менее 0,1 мм по ГОСТ 8809-71 — ряды допусков в классах точности 08; 09; 1; 2; 2а; 3; За; 4 и 5.

Таблица 9.9-Предельные отклонения валов

Номинальный размер, мм

Основное отклонение по ИСО (ГОСТ 25347-2013)

d8

d9

dll

е8

Ь8

Ь9

ЫО

Ы1

Ь12

Ь14

Поле допуска по ОСТ

Ш

Ш3

х4

Л

Вз=С3

Вза-Сза

В4-С4

В5-С5

в7

Предельные отклонения, мкм

Свыше 0 до 3

Свыше 3 до 6

Свыше 6 до 10

Свыше 10 до 18

Свыше 18 до 30

Свыше 30 до 50

Свыше 50 до 80

Свыше 80 до 120

Свыше 120 до 180

Свыше 180 до 250

Свыше 250 до 315

Свыше 315 до 400

Свыше 400 до 500

studref.com

Посадки в системе вала

Все посадки в системе вала для заданных номинальных размеров сопряжений и их квалитетов образуются полями допусков основных валов (признак – обозначение основного отклонения буквой h ) и различными основными отклонениями отверстий (рис.13).

Для посадок с зазором в системе вала используют поля допусков отверстий с основными отклонениями от А до Н включительно ( рис. 13, а).

Для переходных посадок в системе вала используют поля допусков отверстий с основными отклонениями Js , J, К, М, N ( рис.13, б).

Для посадок с натягом в системе валаиспользуют поля допусков отверстий с основными отклонениями от P до ZC ( рис. 13, в).

Рис. 13. Схемы полей допусков сопрягаемых деталей в системе вала:

а) посадка с зазором; б) переходная посадка ; в) посадка с натягом

На рис. 13 видно, что во всех трех посадках поле допуска основного вала h8 не меняется, а требуемый характер посадки обеспечивается за счет изменений полей допусков отверстия.

Посадки, в которых основной вал сопрягается с различными отверстиями для получения зазора или натяга, принято называть посадками в системе вала.

Помимо образования посадок в системе отверстия и в системе вала, ЕСДП, как и ИСО, не исключает возможности осуществлять посадки за счет соединения любого вала с любым отверстием для получения требуемых параметров сопряжения (рис. 14). Такие посадки называют несистемными. Примером использования несистемной посадки является посадка для боковых сторон шлицевогопрямобочного соединения (рис. 14).

Рис. 14. Схема полей допусков для несистемной посадки

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 662; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Посадки с натягом

Посадки с зазором характеризуются предельным зазором – наибольшим Smax=Dmax – dmin; Smax = ES – eiи наименьшимSmin=Dmin – d max; Smin = EI – es.

Для образования натяга диаметр вала до сборки обязательно диаметр вала больше диаметра отверстия. В собранном состоянии диаметры обоих деталей выравниваются.

Наибольшим натягом называют N. Посадки с натягом характеризуются:

Nmax – максимальный натяг, который посадка может обеспечить;

Nmin – минимальный натяг.

Nmax = dmax – Dmin = es – EI; Nmin = dmin – Dmax = ei – ES.

Пример 3: дано соединение отверстие 8+0,015 , вал 8+0,028+0,019

Nmax = es – EI =28-0=28 мкм; Nmin = ei – ES=19-15=4 мкм

Переходные посадки

Основной особенностью переходных посадок является то, что в соединениях детали, относящихся к одним и тем же партиям, могут получаться, как зазоры, так и натяги. Они характеризуются наибольшими зазорами и наибольшими натягами.

Smax = Dmax - dmin =ES – ei; Nmax = d max - Dmax =es – EI

Пример 3: дано соединение отверстие 8+0,015 , вал 80,0045

Nmax = d max - Dmax =es – EI= 4,5-0=4,5

Smax = Dmax - dmin =ES – ei=15-(-4,5)=19,5

Допуск к посадке равен сумме допусков отверстия и вала – ТП = ТD + Td.

Посадки в системе отверстия и в системе вала

Посадки всех трёх групп с различными зазорами и натягами можно получить, изменяя положения полей допусков обоих сопрягаемых деталей. Однако удобно технологическом и эксплуатационном отношении получать разнообразные посадки, изменяя поле допуска только вала (система отверстия) или только отверстия (система вала).

Деталь, у которой положение поля допуска не зависит от вида посадки, называется основной деталью системы.

В системе допусков и натягов существует 2 подсистемы:

  1. посадки в системе отверстия – различные зазоры и натяги получают соединениями различных валов с основными отверстиями;

  2. посадки в системе вала – различные зазоры и натяги получают соединением различных отверстий с основными валами.

Образование посадок

Системой допусков и посадок называют комплекс рядов допусков и посадок, созданный на основе теоретических исследований и обобщения опыта проектирования. Современные системы допусков и посадок :

  1. Охватывают определенные диапазоны размеров, которые для упрощения таблиц допусков разбивают на интервалы размеров;

  2. Содержат единицы допусков, содержащие зависимость допуска от размера;

  3. Содержат необходимое число квалитетов, в которых установлены допуски разной величины для одинаковых размеров;

  4. Содержат необходимое разнообразие посадок двух рядов – в системе отверстия и в системе вала;

  5. Являются предельными асимметричными системами, в которых точность задана двумя предельным размерами, а поля допусков основного отверстия и основного вала расположены асимметрично относительно нулевой линии.

Для образования допусков для каждого интервала номинальных размеров установлен ряд допусков из 19 квалитетов по 28 основным отклонениям полей допусков валов и отверстий. Основные отклонения обозначают одной или двумя буквами латинского алфавита

1-зазор, 11 – переходные, 111 - натяг

    1. Посадки с нужными зазорами и натягами образуются сочетанием наибольших допусков соединённых деталей отверстия и вала;

    2. Поля допусков определяются двумя составляющими:

-численными значениями допуска, допуск зависит от квалитета и номинального размера. Обозначаются цифрой. Пример обозначения: IT5=20мкм допуск размера по 5 квалитету

- основным отклонением - заданным по таблицам отклонением от нулевой линии. Основные отклонения для отверстий А-Н: EI=-es

J-ZS: ES=-ei

Основные отклонения валов и отверстий зависят от номинальных размеров и являются постоянными для всех квалитетов, исключение составляют J, K, M, N. Js – симметрична относительно нулевой линии.

Поля допусков образуют сочетанием одного из основных отклонений с допуском по одному из квалитетов. Обозначают буквами и цифрами, например,

r6, p6 (поля допусков вала по 6 квалитету с основными отклонениями r или p), Е7, А7-поля допуска отверстия по 7 квалитету с отклонениями Е,А.

Принцип образования полей допусков допускает сочетание любых основных отклонений с любыми квалитетами. Для получения различных посадок в системах допусков и посадок создаётся большое количества полей допусков, однако на практике использование такого большого количества не экономично. Поэтому устанавливают (для размеров от 1 до 500) 77 полей допусков валов и 68 полей допусков отверстий. Из указанного числа выделены предпочтительные поля допусков – 10 отверстий и 16 валов.

Посадки образуются сочетанием полей отдельных полей допусков отверстий и валов :посадка H6/g5 – отверстие по 6 квалитету, вал по 5 квалитету с основным отклонением g, H7/g6, H8/f7- посадки в системе отверстия

M6/h5, G7/h6, F8/h6-посадки в системе вала

Обозначение на чертеже:20,20H6/f6, 20 H6-f6

В системе посадок и допусков ( для размеров 1-500) установлено 69 посадок в системе отверстия и 61 – в системе вала, Из посадок общего применения выделены предпочтительные – 17-в системе отверстия 10-в системе вала.

studfiles.net

Посадки в системе отверстия и системе вала

Посадки во всех системах образуются сочетанием полей допусков отверстия и вала.

Стандартами установлены две равноправные системы: система отверстия и система вала.

Посадки в системе отверстия – посадки, в которых различные зазоры и натяги получают сочетанием различных полей допусков валов с одним (основным) полем допуска отверстия.

Посадки в системе вала – посадки, в которых различные зазоры и натяги получают сочетанием различных полей допусков отверстий с одним (основным) полем допуска вала.

Обозначают посадки записью полей допусков отверстия и вала, обычно в виде дроби. При этом поле допуска отверстия всегда указывается в числителе дроби, а поле допуска вала — в знаменателе. Это правило распространяется на обозначения и других видов сопряжений (резьбовых, шпоночных, шлицевых и т.д.), а не только гладких, которые мы сейчас рассматриваем.

Приведем примеры обозначения посадок по ЕСДП и их объяснение.

Посадка: 20H7/g6

Эта запись означает, что сопряжение выполнено для номинального размера 20 мм, в системе отверстия, так как поле допуска отверстия обозначено Н7 (основное отклонение для Н равно нулю и соответствует обозначению основного отверстия, а цифра 7 показывает, что допуск для отверстия надо брать по седьмому квалитету для интервала размеров (свыше 18 до 30 мм), в который входит размер 20 мм); поле допуска вала g6 (основное отклонение g с допуском по квалитету 6).

Посадка: Ø 80 F7/h6

Эта запись означает, что сопряжение выполнено для цилиндрического сопряжения с номинальным диаметром 80 мм в системе вала, так как поле допуска вала обозначено h6 (основное отклонение для h равно нулю и соответствует обозначению основного вала, а цифра 6 показывает, что допуск для вала надо брать по шестому квалитету для интервала размеров (свыше 50 до 80 мм, к которому относится размер 80 мм); поле допуска отверстия F7 (основное отклонение F с допуском по квалитету 7).

В этих примерах числовые значения отклонений валов и отверстий не указаны, их надо определить по таблицам стандартов. Это неудобно для непосредственных изготовителей изделий в условиях цеха и поэтому рекомендуется указывать на чертежах так называемое смешанное обозначение требований к точности размеров элементов деталей, например:

Ø 50 H7(+0.023)/f7(–0.050 –0.025)

При таком обозначении рабочему виден и характер сопряжения и известны значения допускаемых отклонений для вала и отверстия.

Легко переводить посадки из одной системы в другую не меняя характера сопряжения, при этом квалитеты у отверстия и вала сохраняют, а заменяют основные отклонения, например:

Ø80F7/h7 → Ø80F7/f6

1. В ЕСДП сами посадки непосредственно не нормируются. В принципе пользователь системы может применять для образования посадок любые сочетания нормируемых полей допусков валов и отверстий. Но экономически такое многообразие не оправдано. Поэтому в информационном приложении к стандарту даются рекомендуемые посадки в системе отверстия и в системе вала.

Для образования посадок используют квалитеты с 5 до 12 для отверстий и с 4 до 12 для валов.

Всего рекомендуется для использования 68 посадок, из которых так же как и для полей допусков выделены посадки предпочтительного применения. Таких посадок в системе отверстия 17 и в системе вала 10. Такого количества посадок вполне достаточно для конструкторской деятельности при проектировании новых разработок. При этом стараются сочетать большие допуски для отверстий, чем допуски вала, обычно на один квалитет. Для более грубых посадок берут одинаковые допуски на вал и отверстие (один квалитет).

В ГОСТ 25347 – 82 подчеркивается, что применение системы отверстия является предпочтительным. И не случайно, предпочтительных посадок рекомендуется гораздо больше в системе отверстия – 17, чем в системе вала – 10.

Еще раз подчеркнем, что изготовление отверстия обходится дороже, чем изготовление вала той же точности. Поэтому из экономических соображений выгоднее использовать систему отверстия, а не систему вала.

2. Случаи применения посадок в системе вала. Такие случаи редки и их применение объясняется не только экономическими соображениями. Посадки в системе вала применяют, если на вал одного диаметра необходимо установить несколько деталей с разными видами посадок. В этом случае вал можно изготовить с одинаковыми предельными размерами по всей длине, а отверстия изготовить с разными отклонениями для образования нужных сопряжений.

Примерами применения посадок в системе вала могут быть следующие варианты:

А: Использование стандартных изделий.

1. Наружные диаметры подшипников качения сопрягают с отверстиями для них в системе вала, ибо вряд ли кому придет в голову обрабатывать наружные диаметры подшипников для образования нужной посадки с отверстием в корпусе, гораздо проще выполнить диаметр отверстия с требуемыми отклонениями для той же цели.

2. Светлотянутый калиброванный материал (серебрянка) поступает к потребителю в виде прутков (валов) с известными допусками на диаметр и поэтому целесообразно их использовать без дополнительной обработки. И тогда рекомендуется для образования различных посадок с такими валами соответствующим образом обрабатывать отверстия.

Б: Проектные и технологические расчеты.

3. Обоснованием необходимости применения посадок в системе вала может быть прочностной расчет ступенчатых валов, в котором должна быть обоснована возможность возникновения недопустимых концентраций механических напряжений в местах перехода одного диаметра на другой.

Эти примеры лишь частные случаи применения посадок в системе вала. В подавляющем большинстве случаев рекомендуется применение посадок в системе отверстия.

Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 21594; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также